«СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?»
Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.
С этой целью издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление № 22), которым определен порядок выявления детей, находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса мер с целью нормализации ситуации в семье.
В выявлении неблагоприятной для детей обстановки участвует ряд государственных органов и организаций:
местные исполнительные и распорядительные органы;
комиссии по делам несовершеннолетних;
отделы и учреждения образования;
организации здравоохранения;
органы по труду, занятости и социальной защите;
территориальные центры социального обслуживания населения;
органы внутренних дел;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;
орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации;
иные организации.
Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Постановлением №22 предусмотрено 3 критерия социально опасного положения.
Первый критерий: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Это:
оставление ребенка без пищи;
проживание детей в жилых помещениях, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;
препятствие получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);
отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (пребывания);
родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка, в связи с чем ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения;
оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи.
Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка. Это:
привлечение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
потребление родителями, иными лицами, участвующих в воспитании и содержании детей, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков;
жестокое обращение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физическое, сексуальное и (или) психологическое насилие по отношению к нему;
совершение родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании ребенка (детей), административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;
уклонение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.
Все сигналы об опасном для ребенка положении передаются в отдел образования, оттуда они поступают в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого случая она своя. В ее состав могут входить представители вышеперечисленных структур. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование, задача которого – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении.
Для этого досконально изучают семью: делают необходимые запросы, опрашивают соседей, близких родственников, изучают особенности семейного воспитания, детско-родительские отношения. Сбор характеризующей информации осуществляется не только в отношении родителей, даже если они находятся в разводе, но и отношении иных лиц, участвующих в воспитании детей. Как правило это те совершеннолетние граждане, которые проживают совместно с детьми. Это могут быть бабушки, дедушки, иные родственники, сожители.
Каждый из трех критериев социально опасного положения должен быть подтвержден документально. Например, родителей привлекли к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – составлен протокол.
Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе. Папа проживает отдельно, злоупотребляет алкоголем, устраивает скандалы, занимается рукоприкладством, а мама проверяет домашние задания, водит ребенка на секции. В таком случае безответственным родителем будут заниматься сотрудники ОВД, ребенка на учет не поставят.
Ситуации бывают разными и в каждой разбираются индивидуально.
С целью разграничения социально опасного положения и трудной жизненной ситуации каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к ответственности как детей, так и родителей, УЗ – выполнение рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС – соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности и так далее).
Все материалы проверки рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением представителей иных субъектов профилактики: здравоохранения, отделов внутренних дел, центров социального обслуживания населения и других. При наличии критериев социально опасного положения материалы отправляются в районный координационный совет для принятия решения.
В случае выявления трудной жизненной ситуации родители направляются за оказанием социальных услуг.
Если родители, иные лица, участвующие в воспитании детей, выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что семью признают находящейся в социально опасном положении, сводится к минимуму. В случае, когда отец и мать открыто игнорируют замечания комиссии, их поставят на учет. Раз в квартал координационный совет будет детально изучать положение дел в семье и следить, есть ли изменения.
В случае несогласия с принятым решением родители могут в течение 10 дней обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Целью признания детей находящимися в социально опасном положении является защита их прав и интересов, а также совместная деятельность по нормализации ситуации в семье. Для этого районными координационными советами разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как родителями, так и государственными органами, государственными и иными организациями.
Так, по состоянию на 1 января 2024 года находящимися в социально опасном положении признано 2 744 ребенка из 1 197 семей. Со всеми семьями проводилась работа в соответствии с выявленными критериями и показателями социально опасного положения.
За 2023 год семьям оказана следующая помощь:
произведен ремонт отопления, электросетей, установлены автономные пожарные извещали и др. (104 семьи);
улучшены жилищные условия (110 семей);
родители обучены навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста, детьми-инвалидами (133 семьи);
родители обучены навыкам рационального расходования семейного бюджета (322 семьи);
оказано содействие в трудоустройстве, занятости, в том числе по направлению на обучение (566 семей);
оказано содействие в прохождении курса лечения от алкогольной зависимости (405 семей);
организована диспансеризации детей в необходимом объеме (176 семей, 409 детей);
оказано содействие в зачислении детей в учреждения дошкольного образования (69 семей, 87 детей);
организована занятость детей в свободное от учебы время (897 семей, 1986 детей).
В Гомельской области 25 ТЦСОН обеспечивают нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, своевременными доступными и качественными социальными услугами, с учетом их индивидуальных потребностей. При этом оказание помощи различным категориям граждан организовано как по заявительному, так и по выявительному принципу.
В целях более полного охвата социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской местности, действует 248 социальных пунктов и 7 филиалов, работают бригады социального обслуживания на мобильной основе.
С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, где дети находятся в социально опасном положении (далее – СОП), оказываются следующие социальные услуги: временного приюта, консультационно-информационные, социально-психологические, услуга социального патроната, услуги няни.
Справочно. В 2023 году оказаны: консультационно-информационные услуги 1218 гражданам, социально-психологические услуги 641 гражданину, услуга социального патроната 28 семьям с детьми, услуги няни 329 семьям с детьми.
С целью оказания услуг временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в области функционирует сеть «кризисных» комнат.
Справочно. В 2023 году заселено 40 граждан различных категорий (из них, 3 семьи с 9 несовершеннолетними детьми).
В соответствии с нормами действующего законодательства семьям, находящимся в социально опасном положении, предоставляются различные виды материальной поддержки: государственная адресная социальная помощь (далее – ГАСП), материальная помощь, гуманитарная помощь.
Так, в денежной наличной форме ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, в случае если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих обращению (далее – расчетный период), не превышает установленный критерий нуждаемости (на 1 апреля 2024 года: для ежемесячного социального пособия: для семей – 406,74 рубля, для многодетных семей – 467,75 рублей; для единовременного социального пособия – 610,11 рублей).
Дети в возрасте до двух лет обеспечиваются бесплатно продуктами питания отечественного производства для детей раннего возраста. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 406,74 рубля. Право имеют семьи, где отец либо лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, является занятым менее 6 месяцев, предшествующих обращению. Для семей, при рождении и воспитании двойни или более детей, детское питание предоставляется без учета доходов.
При расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется на дату подачи заявления. В состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, имевшие в течение расчетного периода доходы, а также несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от одного до шести месяцев, единовременное социальное пособие – один раз в течение календарного года, детское питание – на 6 месяцев достижения ребенком возраста двух лет.
Обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия является занятость трудоспособного гражданина (члена семьи) (работа, осуществление предпринимательской деятельности и др.) или регистрация в качестве безработного не менее 6 месяцев в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за ежемесячным социальным пособием.
Право на единовременное социальное пособие имеют граждане и семьи, по объективным причинам находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая подтверждается документально и (или) актом обследования материально-бытового положения, составленного специально созданной комиссией.
При учете доходов семьи (гражданина) принимаются во внимание доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент) полученных льгот.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП, периоде предоставления ежемесячного социального пособия, размере единовременного социального пособия принимается постоянно действующей районной комиссией, исходя из конкретных обстоятельств, требующих материальной поддержки.
Обращаться за предоставлением ГАСП необходимо в органы по труду, занятости и социальной защите (территориальные центры социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).
Справочно. В 2023 году ежемесячное социальное пособие получили 3489 семей, воспитывающих детей, единовременное пособие – 1137 семей, возмещены затраты на приобретение подгузников на 507 детей-инвалидов, обеспечены продуктами питания 2248 детей до 2-х лет.
Региональным комплексом мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2022-2025 годы (далее – региональный комплекс) ежегодно предусмотрено выделение средств местных бюджетов на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности домовладений семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (установка и техническое обслуживание автономных пожарных извещателей, приведение печного отопления и электропроводки в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов и т.д.)
Справочно. В 2023 году установлено 4662 АПИ, 110 АПИ с выводом на сигнально-звуковое устройство, выполнен ремонт 35 электропроводок, 3 печей.
Для укрепления семейных отношений, повышения результативности профилактических мероприятий в сфере семейно-бытовых отношений и семейного неблагополучия, на базе ТЦСОН работают кружки (клубы) по интересам, организована работа по программам «Родительский университет», «Семья». Проводятся различные благотворительные акции, мероприятия к праздничным датам (Новый год, День знаний, День матери, День семьи и др.) с вручением подарков и призов, в том числе для семей с детьми.
Службами занятости органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) неработающим родителям оказывается помощь в поиске работы.
Гражданин, находящийся в поиске работы, при обращении в службу занятости может получить содействие в трудоустройстве независимо от того, будет ли он зарегистрирован в качестве безработного. Обратившимся будут предложены варианты трудоустройства, подобранные в общереспубликанском банке вакансий, который формируется на основании предоставляемых нанимателями сведений.
Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, предлагается более широкий спектр услуг. Так, государство гарантирует безработным: бесплатное обучение по востребованным на рынке труда профессиям; содействие в организации собственного дела; содействие в приобретении опыта практической работы; в переселении в связи с переездом на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств; предоставление социальных выплат, предусмотренных для безработных; бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Содействие в трудоустройстве службой занятости оказывается гражданам с учетом имеющегося у них образования, опыта работы и состояния здоровья.
Ознакомиться с информацией об услугах службы занятости и порядке их предоставления можно на информационном портале государственной службы занятости.
За 1 квартал текущего года в рамках работы смотровых комиссий и профилактических рейдов на предмет пожарной безопасности обследовано 1146 домовладений, что составляет 99,7 % от общего количества. В каждом домовладении со всеми членами семей проведена профилактическая интерактивная беседа по безопасности жизнедеятельности. По результатам обследований заинтересованным субъектам профилактики направлена информация о неудовлетворительном содержании детей.
Кроме того, с вышеуказанными семьями проведено 39 профилактических мероприятий в кабинетах ОБЖ, задействовано 330 детей и 247 взрослых; 27 мероприятий в детских имиджевых комнатах, задействовано 325 детей и 175 взрослых; 9 мероприятий на базе инновационно-образовательного центра безопасности жизнедеятельности Гомельской области, задействовано 65 детей и 9 взрослых.
Всего за 2023 год в области 2 899 детей или 82% сняты с учета в связи с устранением критериев и показателей социально опасного положения.
С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних на основании поступивших ходатайств за 3 мес. т.г. признано нуждающимися в государственной защите 130 несовершеннолетних (3 мес. 2023 г. – 99). В рамках действия Декрета Президента Республики Беларусь № 18 проведана соответствующая работа по устранению причин семейного неблагополучия и возврату детей в биологические семьи.
Ежегодно в области до 20 обязанных лиц восстанавливаются в родительских правах.
За последние 4 года значительно сократилось количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2024 года в области детей данной категории насчитывалось 2666 (2020 год – 3225).