Консультация для педагогов и законных представителей воспитанников "КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ"
Консультация для педагогов и законных представителей воспитанников "КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ"
Что же означает слово «культура»? Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение данному понятию: «Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
Раздел «КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ» относится к образовательной области
« Ребенок и общество» (направление «Социально –нравственное и личностное развитие»).
В основе лежат представления детей о культуре питания и развития умений и навыков, их повторное углубление, совершенствование и качественное изменение (согласно требованиям учебной программы дошкольного образования).
Группа, возраст |
Представления |
Умения и навыки |
Первая младшая от 2 до 3 лет |
Поддержка потребности и инициативы: - не спеша пережёвывать пищу, глотать, держать чашку и пить из неё; - правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой). |
|
Вторая младшая, от 3 до 4 лет |
О полезности пищи (первичные) |
- Спокойно садиться за стол и выходить из-за него; - правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой; - есть аккуратно; - не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; - пользоваться салфеткой, благодарить после еды. - выполнять обязанности дежурного: раздавать салфетки и хлебницы, убирать их после еды. |
Средняя, от 4 до 5 лет |
- О профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта; - полезности продуктов питания; - сервировке стола; - принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице. |
- Выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать салфетки, посуду; убирать посуду после еды; -готовить несложные блюда. |
Старшая, от 5 до 6 лет |
-О значении рационального питания для здоровья человека; - правилах; сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом; - необходимости уважительно относиться к: труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда; хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей |
- Пользоваться столовыми приборами; - совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них; - связанные непосредственно с приемом пищи : не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережёвывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить. |
Старшая, от 6 до 7 лет |
- О влиянии продуктов на здоровье человека, витаминах, других веществах(белках, углеводах, минералах); их роли сохранения здоровья и поддержания активной жизнедеятельности людей, полезных и вредных продуктах; - о том, какое должно быть меню для завтрака, обеда, полдника, ужина; - правилах сервировки стола для приема гостей; - правила столового и гостевого этикета. |
- При подготовке к приёму пищи накрывать столы, пользоваться всеми столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом; -выбирать полезные для здоровья продукты; - совместно со взрослым составлять меню для завтрака, обеда, полдника, ужина; - помогать взрослым в приготовлении блюда, сервировке стола для приёма гостей; - придерживаться норм и правил столового и гостевого этикета. |
Советы семье.
Культура питания в детском саду.
Прочитав эту статью, Вы узнаете, как связаны между собой понятия «воспитание» и «культура», какая работа проводится с вашим ребёнком по культуре питания, будете знать, как поддерживать начатую в детском саду работу.
Содержание:
- Какая существует связь между воспитанием и культурой
- Как учат в детском саду принимать пищу
- Возрастные требования в воспитании культуры питания
Какая связь между воспитанием и культурой
У Вас не раз возникали вопросы: « Как вести себя в той или другой ситуации?», «Правильно ли поступают окружающие?», «Как научить ребёнка быть культурным?», «Когда начинать воспитание в ребёнке навыков культуры поведения?» Если посмотреть на них, то на некоторые ответ Вы сами уже нашли. Но в некоторых ответах ещё не уверены. Будем разбираться. Давайте обратимся к истории.
А.С. Макаренко – известный педагог, из своих наблюдений за детьми, пришёл к выводу, что культурное воспитание в ребёнке закладывается уже в раннем детстве, пока малыш ещё вообще не умеет писать и читать, но уже умеет хорошо видеть, слышать и пытается даже кое-что говорить. Это утверждение никто не оспорил и до сегодняшнего дня.
Каждый из нас чётко понимает, что совокупность сформированных социально значимых качеств личности, ежедневные поступки в обществе, которые грунтуются на нормах морали и личной гигиены составляют понятие «культура поведения». А это значит, что культуру поведения непременно нужно воспитывать!
Поэтому прямая Ваша задача не только предать своему ребёнку множество знаний, умений и навыков, но и быть более демократичными, отказаться от чрезмерного усложнения в отношениях со своим ребёнком. Помните, что культура поведения не состоит только лишь из внешних проявлений. В её основу должна быть заложена любовь к окружающим, интеллигентность, общечеловеческие морально-этические принципы.
Ваш малыш ещё только всему учится. Он конечно, ещё не умеет правильно сидеть за столом во время еды, не знает, как и для чего использовать салфетку, совсем не знаком со вкусом и названиями различных блюд. Иногда не соблюдает правила поведения за столом и забывает, как правильно использовать столовые приборы. Этому его ещё нужно обязательно научить, чтобы воспитать культуру питания.
В детском саду про эти важные моменты постоянно заботятся. Здесь расскажут и покажут всё Вашему малышу. Ведь они прекрасно понимают, что Ваш ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, а Вам нужно только поддержать эту работу.
Сам вопрос правильного питания в каждом детском саду всегда стоит на самом первом месте. Поэтому всю работу с детьми там направляют на сохранение здоровья каждого ребёнка, создают все условия для его нормального роста и развития, постоянно учат как полезно, а вместе с этим вкусно, красиво и аккуратно принимать пищу.
Для того, чтобы ваш ребёнок всё знал о культуре питания Вам нужно точно знать в каком возрасте, что можно объяснить своему ребёнку и какие умения и навыки можно закреплять и развивать дома.
Как учат в детском саду принимать пищу
Вся работа начинается от процесса формирования у ребёнка культуры поведения за столом и знакомства со столовым этикетом. Доказано на практике, что эти умения позволят ему в дальнейшей жизни чувствовать уверенно себя за столом, быть обходительным в застольном общении.
В каждой возрастной группе воспитатели стараются выработать правильное отношение к разным блюдам, учат обязательно мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом. Ребёнок должен знать, что сидя за столом, нельзя откидываться на спинку стульчика, нельзя ставить и расставлять локти на стол. С самого раннего детства учат самостоятельно правильно применять столовые приборы за столом и не забывать, что во время еды нужно не спешить, не набивать рот, не отвлекаться и не играть столовыми приборами.
Всё обучение происходит в прямом соответствии с возрастом ребёнка. На столиках должны быть хлебница, салфетница, а по возможности солонка и ваза с цветами. Старайтесь это делать и у себя дома. Ведь Ваше участие в этой работе должно быть обязательно! Дома во время завтрака демонстрируйте ребёнку правила этикета, покажите необходимость их соблюдения на практике.
Самое важное при этом – уметь поддержать беседу за столом. Это вообще - целое мастерство! Ведь в разговоре во время приёма пищи нельзя ни обучать, ни назидать. Беседа должна быть нейтральной: о продуктах, которые были использованы во время приготовления еды. Можно поинтересоваться, что больше всего нравится Вашему малышу. А главное обязательно ему пожелайте «Приятного аппетита!». Вот главные хитрости обучения правилам культуры питания.
Для хорошего аппетита приём пищи происходит в строго определённое время. Когда малышу исполнится 3 года, только тогда он может помогать сервировать стол. С этого момента каждый воспитанник детского сада знает очерёдность сервировки:
- первая ставится хлебница;
- затем второе блюдо;
- и потом первое блюдо.
Приём пищи должен начинаться с салата или овощей, затем первое блюдо и потом второе. Постарайтесь также делать и дома!
Возрастные требования к культуре питания
Всем известная народная мудрость говорит: «Воспитывай ребёнка, пока он лежит поперёк скамьи». А значит, воспитательную работу не нужно отставлять и ждать пока Ваш ребёнок вырастит. Ещё Мария Монтессори заметила на своём опыте, что дисциплина и порядок заложены в ребёнке природой с самого рождения. Она писала: «Сенситивная фаза порядка продолжается приблизительно до 3-4 лет». Именно в этот период и следует закладывать основы для формирования культуры питания.
Так ребёнок с двух до трёх лет должен уметь самостоятельно помыть руки перед едой, затем насухо вытереть лицо и руки, опрятно самостоятельно кушать за столом, держать уверенно ложку, уметь использовать салфетку по необходимости. После еды с напоминанием полоскать рот. В ясельной группе детей обязательно докармливают!
Ребёнок с трёх до четырёх лет должен уметь самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо и насухо вытирать их; использовать правильно мыло и расчёску; знать как правильно повесить полотенце. За столом уметь правильно использовать столовые приборы и салфетку, не раскрашивать хлеб, хорошо пережёвывать еду с закрытым ртом.
Ребёнок от четырёх до пяти лет продолжает совершенствовать и развивать свои умения при пользовании основными столовыми приборами и салфеткой, а также должен уже уметь заранее оценивать свои возможности при приёме пищи: не набирать в рот много еды, хорошо и бесшумно её пережёвывать; самостоятельно, без напоминания полоскать свой ротик после еды.
Ребёнок с пяти до шести лет дальше усовершенствует полученные знания и навыки за столом, а после еды должен уметь тихонько задвинуть свой стульчик и поблагодарить старших.
Ребёнок старше 6 лет уже должен уметь правильно вести себя за столом во время еды, выполнять правила и после приёма пищи, а также уметь относить за собой часть посуды. Слова « дежурный по столовой» нравятся всем детям. Они учатся быть взрослыми.
Вашему малышу возможно, захочется дома повторить любимую форму привития культуры питания для всех детей – дежурство! Похвалите его за такое желание и помогите закрепить умения, полученные в садике, в домашних условиях!
В детском саду дежурство начинается, когда малышу исполняется 3 года. Малыш надевает нарядную форму и помогает расставить чашки, разложить салфетки, поставить хлебницы.
С четырёх лет дежурный уже может дополнительно расставить блюдца на столе, положить в стаканы салфетки, а после еды помогать убрать со стола хлебницу и стакан с салфетками. Ребёнок старшей группы может самостоятельно сервировать стол и потом убирать. Он не только расставляет посуду, но и умеет складывать тканевые салфетки, что помогает развивать мелкую моторику рук.
Замечено, что за время сервировки у всех дежурных всегда просыпается хороший аппетит! Давайте своему ребёнку и дома повторить эти ощущения. Всегда помните, что аппетит у Вашего малыша может прийти ещё когда красиво сервирован стол и вкусно выглядит еда! Фантазируйте с любовью и не забывайте говорить: «Всем приятного аппетита!»
Культура питания для самых маленьких
Диетологи утверждают – то как мы едим, также важно, как и то что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом. Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?
Питания ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены, умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождения малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке. Таким образом, прививая ребенку культуру употребления пищи с самого раннего детства, родители имеют возможность избежать многих проблем в будущем.
Всему основа – гигиена.
Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных ферментов, а иммунная система кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеварительного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:
— нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также после посещения туалета, после любых контактов с животными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);
— нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;
— нельзя кушать поднятую с пола еду.
— принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками, негигиенично и некрасиво.
Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.
Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности. Каждый раз умывая малыша и моя ему руки, желательно доступно объяснять ему свои действия. Совсем крохе достаточно просто короткого пояснения (например, «сейчас мы моем ручки с мылом»), ребенку постарше можно рассказать историю о вредных микробах-«невидимках» и о том как важно и полезно соблюдать чистоту. Ребенку старше двух лет можно поставить к умывальнику скамейку или невысокий устойчивый стульчик, позволяющий ему самостоятельно дотягиваться до крана. В этом возрасте малыш уже сам в состоянии помыть себе руки, но до трех лет родителям все же лучше находиться рядом с ребенком и контролировать его действия, помогая и направляя, если у крохи что-то не получается. Необходимо выделить маленькому чистюле отдельное полотенце, лучше если оно будет с ярким детским рисунком. Добавит удовольствия от процесса специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом. И конечно, обязательным условием эффективного обучения является личный пример мамы и папы.
Место для еды.
Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Это может быть специальный детский стульчик, который стоит за общим столом или отдельный маленький столик и стул. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Независимо от того сидит ли ребенок за столом взрослых, или за маленьким столиком, необходимо чтобы сиденье стула было отрегулировано в соответствии с ростом малыша. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша. Ребенок не должен сидеть слишком высоко или слишком низко. При слишком высокой посадке малышу будет неудобно подносить ложку ко рту, в этом случае кроха может привыкнуть горбиться во время еды и сильно наклоняться к тарелке. Если подбородок ребенка находится близко к столу, значит он сидит слишком низко, в таком случае малыш может привыкнуть держать рот у самой тарелки, а когда вырастет, будет склонять к ней лицо, при этом сутулясь и разбрасывая локти в разные стороны. Следует помнить, что любая неправильная посадка способствует развитию у ребенка нарушений осанки. Расположить детский стульчик лучше так, чтобы из поля зрения крохи исключить все отвлекающие от принятия пищи факторы — телевизор, обзор окна или входной двери. Обеденное место ребенка должно всегда содержаться в чистоте, это поможет избежать кишечных расстройств и с самого начала приучать ребенка к чистоте и аккуратности за столом.
Детская посуда.
У ребенка должна быть отдельная посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка), которыми не пользуются другие члены семьи. Красивая детская посуда повышает интерес к приготовленным блюдам, улучшает аппетит, стимулирует у малыша желание учиться есть самостоятельно. Кроме того, изображение сказочных персонажей на дне тарелки является сюрпризом по окончанию еды, своеобразным видом похвалы, что формирует у ребенка позитивное отношение к процессу принятия пищи. При выборе детской посуды необходимо руководствоваться не только соображениями привлекательности и удобства, но и безопасности, посуда для малыша должна быть сертифицирована и изготовлена из экологически безопасных материалов. Требования к чистоте детской посуды гораздо выше, чем для посуды общего пользования, поэтому мыть и хранить детскую посуду желательно также отдельно — это позволит ребенку избежать заражения различными инфекционными заболеваниями, если кто-то в семье не здоров.
Кушаем красиво.
Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыки культурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок только начинает познавать новые вкусовые ощущения, в это время малыш очень увлечен изучением консистенции еды, ее всевозможных свойств и получает огромное удовольствие от прикосновений к пище, размазывания, выкидывания и прочих экспериментов с продуктами питания. Такое поведение ребенка является абсолютно здоровым и нормальным. В этот период не стоит запрещать ребенку брать пищу руками, ведь таким образом малыш отрабатывает важнейший моторный навык – так называемый, «пинцетный» захват большим и указательным пальцем. Даже такое, казалось бы, простое движение — взять и донести до рта кусочек пищи требует хорошей координации, целенаправленности и точного выполнения действий. Чем раньше ребенок освоит и научится контролировать мелкие точные движения пальцев рук, чем скорее поймет, как пища попадает в рот, тем быстрее он преуспеет в умении пользоваться ложкой и, в конечном счете, научится есть самостоятельно.
Активные попытки обучить малыша до года хорошим манерам за столом вряд ли дадут ощутимые результаты. Тем не менее, психологи утверждают, что знакомство ребенка с культурой питания начинается уже с первых месяцев жизни, но обучение носит не активный, а пассивный характер. Ребенок наблюдает, как остальные члены семьи ведут себя за столом и впитывает эти правила поведения независимо от того, как сам себя ведет на данный момент. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культуре принятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Не стоит сердиться и делать резких замечаний малышу за «некультурное» поведение, чтобы не испортить аппетит и не закрепить у крохи отрицательное отношение к обстановке, связанной с приемом пищи, но и попустительствовать баловству с едой тоже не нужно. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой или играл с ней. Родителям необходимо чутко следить за поведением ребенка, как только малыш перестал охотно открывать рот и начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что прием пищи закончен и началась игра. В таком случае следует спокойно прекратить кормление и сопроводить кроху на пол или в игровое место, чтобы он занимался чем-то другим, в то время как все остальные кушают.
Дорога ложка к обеду.
Ближе к году, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, во время кормления нужно предложить крохе маленькую детскую ложечку для обучения его самостоятельной еде, удобнее начинать такое обучение с густой каши. Ложку лучше давать в начале еды, так как, насытившись, ребенок вряд ли захочет кушать сам. Получив в руки ложку, малыш не сразу сможет с нею справиться, поначалу его движения будут хаотичными и направленными больше на исследование нового предмета, чем на попытки донести пищу ко рту. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Большинство малышей вначале держат ложку в кулаке, до 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо. Но потом лучше постепенно приучать ребенка держать ложку правильно «по-взрослому»: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами — большим, указательным и средним. Когда кроха научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, поднося ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки или засовывать ложку в рот целиком. Первое время малыш быстро устает, и маме придется докармливать его второй ложкой. Но по мере совершенствования его навыков очень важно предоставлять маленькому едоку все больше возможности кушать самому. Конечно, это приносит некоторые неудобства, затягивает процесс кормления и у родителей возникает соблазн самим накормить кроху быстро и аккуратно. Но если лишить годовалого ребенка возможности научиться держать ложку и пробовать есть самому, то малыш может надолго потерять интерес к этому занятию, и в результате освоит этот навык гораздо позже своих сверстников.
Постепенно по мере взросления ребенка следует расширять набор используемых столовых приборов и посуды. С 2-2,5 лет ребенка можно обучать пользованию вилкой. Для ребенка нужна маленькая детская вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда, которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх. Ближе к 4-5 годам следует показать ребенку, как пользуются ножом, этот столовый прибор так же как и вилка должен иметь неострые края. Лучше на собственном примере показать малышу, что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Постепенно следует приучать ребенка есть из разной посуды, подавая первое блюдо в глубокой тарелке, второе — в мелкой, фрукты и десерты — в специальных маленьких тарелочках.
Аккуратность.
Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к аккуратности во время еды. Малыш должен садиться только за чистый стол. С самого начала родителям самим нужно стараться кормить малыша аккуратно, чтобы не испачкать лицо, а если пища все-таки попала мимо рта – сразу вытирать салфеткой. Для того чтобы не испачкать одежду крохи нужно обязательно пользоваться нагрудником или специальным детским фартуком. Когда ребенок начнет кушать самостоятельно, необходимо поощрять и хвалить кроху за старание кушать аккуратно, не проливая и не роняя пищу на стол и на себя. Необходимо показать ему для чего нужна салфетка и как ей пользоваться. Следует приучать малыша самостоятельно пользоваться салфетками не только тогда, когда прием пищи закончен, но и в процессе еды при необходимости. Очень важно воспитывать у ребенка уважение к любой пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей.
Таким образом, к 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами (ложкой и вилкой), салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой водой. В этот период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.
Правила этикета.
Существует огромное множество правил этикета, культура потребления пищи может различаться в зависимости от национальных и семейных традиций и, безусловно, трехлетнему малышу невозможно освоить все премудрости взрослого этикета. Родителям важно понимать, что многие правила поведения за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая ребенка культуре поведения за столом необходимо, в первую очередь прививать малышу те хорошие манеры, которые обеспечат безопасность ребенка, предотвратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению его здоровья. В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:
- кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.
- сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь. Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.
- во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости. Чтобы легче усвоиться, пища во рту должна хорошо измельчиться и смочиться слюной, после чего ферменты слюны начинают расщеплять крахмалы и белки, а к нижележащим отделам поступает сигнал для выработки пищеварительных соков и ферментов. Если ребенок торопится и плохо пережевывает пищу, процесс пищеварения замедляется, значительно возрастает нагрузка на нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и могут возникнуть различные нарушения пищеварения. К тому же проглатывая большие куски пищи, ребенок рискует подавиться. Вот почему так важно приучать малыша тщательно неторопливо пережевывать пищу и набирать на ложку или вилку столько еды, сколько он сможет без труда прожевать.
- принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.
- не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая в желудок вместе с пищей, снижает концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение замедляется и пища хуже усваивается. Недостаточно переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения с образованием газов и токсичных веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм, вызывая различные заболевания. Кроме того, такие жидкости как сок и молоко не совместимы со многими продуктами и могут еще больше усугубить нарушения пищеварения. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.
После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.
Здоровое питание.
Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.